100+ ИНТЕРВЬЮ: Федерико Паролотто

«Качество жизни - главное конкурентное преимущество городов будущего»

Федерико Паролотто - глава компании  «Mobility in Chain», разработчик мастер-планов Каира, Стамбула, аэропорта Мехико, консультант по проекту внесения изменений в генеральный план Москвы станет спикером 100+ FORUM RUSSIA, который пройдёт в Екатеринбурге с 29 октября по 1 ноября. Стоит ли полагаться на технологии при планировании городов, как убеждать людей отказываться от автомобилей и о чем Федерико Паролотто будет рассказывать на Форуме - об этом в нашем интервью.

 - Какие основные функции городов будущего?

Сегодня очень сложно говорить о будущем. Мы с вами живем во время глобальных и очень быстрых технологических изменений, поэтому я не думаю, что говоря о городах будущего, нужно говорить про технологии. Я считаю, гораздо важнее создавать и продумывать качественную городскую среду для движения людей: пешеходов, велосипедистов, и делать так чтобы им не нужно было проводить много времени добираясь из точки А в точку Б. И не важно, какой транспорт они будут при этом использовать. Не важно каким будет общественный транспорт: будет ли он электрическим, будут ли автобусы гибридными или будут они двигаться от какой- то атомной энергии, главное - создать качественную сеть для передвижения простых жителей городов.

 - А конкретно для вас удобный город для жизни это какой? Какие у вас критерии?

Когда мы говорим об удобстве городов, я вспоминаю кейс с Фейсбуком, когда мы продумывали логистику для сотрудников. Офис Фейсбука находится в пятидесяти километрах от Сан-Франциско, рядом находятся штаб-квартиры Google и Apple, сотрудники обычно живут в Сан-Франциско. И вот парадокс: на то, чтобы добираться до работы, они тратили больше денег, чем на аренду жилья. И на этом примере я могу сказать, что для меня одно из главных критериев удобного города - это близость разных пространств, когда тебе не нужно тратить много времени и денег, чтобы добираться из дома на работу или в любую другую локацию. Более того, я считаю что именно этот фактор станет конкурентным преимуществом города в будущем. Именно качество проживания в городе, а не количество и качество работ, которые город может предложить своим жителям.

Когда мы говорим об удобном городе, мы говорим о конкурентных преимуществах этого города. Допустим, если мы хотим, чтобы в город приезжали молодые и креативные люди, и мы хотим создать такое молодое и креативное сообщество, то нам нужна соответствующая атмосфера, нужно создавать соответствующие пространства, где молодежь сможет проявлять свою креативность. И именно города, которые успешно справятся с этой задачей, будут считаться городами качественной жизни и городами удобными для проживания.

Москва очень хороший пример того, как город может измениться в этом смысле быстро и качественно. Еще 10 лет назад Москва была городом очень неприветливым и очень сложным для восприятия и образной коммуникации с городом, сейчас она полностью  изменилась.

- По  данным опроса ВЦИОМ, 25 процентов российских водителей готовы частично, и только частично, отказаться от автомобилей. Как убеждать людей?

И в Европе, и в США сейчас наблюдается такой тренд, что молодое поколение не так сильно привязано к автомобилям. Они гораздо чаще готовы отказаться от машин, их фокус сосредоточен не на покупке транспортного средства, а на том, чтобы тратить деньги на свой опыт: они хотят ходить в рестораны, покупать айфоны, смотреть мир. Им   практически безразличны автомобили, когда нужно будет куда-то поехать, они свободно воспользуются велосипедом или другим микротранспортным средством. Такой у них образ мышления. И, когда мы разрабатываем мастер-планы городов, нужно думать, что город не только для нас строится, но и для следующего поколения, а у него уже совершенно другое мышление. Если мы говорим о старших поколениях, то есть разные способы убеждать их в необходимости отказа от автомобиля.  Если  мы говорим о тех, кто категорически не хочет отказываться от машины, здесь способ только один - делать передвижение на личном транспорте дороже.

Когда в Москве еще 6 лет назад был бесплатный паркинг, город находился в полном хаосе. И когда мы ввели концепцию платной парковки,  город очень сильно и очень быстро изменился. Так же в пример можно привести Милан, Лондон, Нью-Йорк, где все больше и больше вводится платный въезд в разные части города. Например в Милане, чтобы проехать в центр, нужно заплатить 5 евро, и благодаря этому количество автомобилистов сократилось на треть.

 - Но ведь существуют климатические особенности? Хорошо в Милане и Сан-Франциско, где комфортно передвигаться по городу пешком или на велосипеде. Другое дело в Екатеринбурге, Новосибирске или в Иркутске, например, в декабре или январе месяце это куда менее комфортно.

 - Можно взять в пример Западную Европу или страны Скандинавии. В Хельсинки климат схож с Санкт-Петербургом, но там с похолоданием на улице не становится меньше людей на велосипедах. В тех же Осло, Стокгольме, Копенгагене люди даже в плохую погоду продолжают использовать велосипеды и скутеры, но в европейских городах зимой дорожки для велосипедистов подогреваются и поэтому ездить по ним комфортно и безопасно. Кроме того, сейчас появляется совершенно новое поколение электрических средств передвижения: скутеры, мопеды, велосипеды, те, которые небольшие и закрытые, в них так же комфортно ездить в любую погоду. Из этого следует вывод, что как только мы задумываемся, как создать нужную инфраструктуру, у нас тут же появляются инструменты, как это сделать.

 - Но ведь такое кардинальное изменение инфраструктуры - это дорого?

Когда мы говорим о стоимости каких-либо изменений, я не считаю, что нужно брать в расчет только деньги, смотреть нужно более широко. Я использую анализ затрат против получаемых преимуществ. Мы анализируем не только как мы перевозим людей из точки А в точку Б, но и количество этих людей, и то, как меняется окружающая среда в результате предлагаемых изменений, какой экологический эффект мы получаем. Такой анализ позволяет шире смотреть на вещи.

Например, когда мы разрабатывали мастер-план транспортной системы в Милане, мы подсчитали, что строительство новых линий метро  это дорого, повлечет за собой большое воздействие на окружающую среду, высокие энергозатраты, а в итоге будет полезно для небольшого количества людей. Поэтому мы отказались от этого проекта и пересмотрели систему наземного транспорта, сделали реконфигурацию. Это принесло намного больше пользы жителям и стоило в разы меньше.

 - О чем Вы будете рассказывать участникам 100+ ForumRussia, который пройдет в Екатеринбурге с 29 октября по 1 ноября, и на который Вы приглашены в качестве спикера?

Я давно хочу поделиться своим видением того, что нужно делать городам, чтобы создать долговечную и комфортную структуру для горожан,  что нужно делать, чтобы создать «идеальный город». Хочу предложить новую городскую модель.