Архитектура «Айвазовский City»

Территория жилого района «Айвазовский» находится на северо-востоке исторической Зареки, в неосвоенном левобережном районе Тюмени. Левый берег реки Туры сочетает застройку старой Тюмени в западной части и динамично развивающийся северо-восток. ЖК «Айвазовский» вытянут вдоль реки на площади в 20 гектаров. С северной стороны от него — протяженный лесопарк, с запада и востока два озера: Алебашево и Круглое. Город планирует обустроить пляж и рекреацию у озера Абашево и благоустроить левый берег реки Туры, — так что вокруг много зелени и воды, и предполагается, что в будущем все это станет еще привлекательнее. Собственно, из-за водных пейзажей жилой комплекс назван именем хорошо известного широкой публике художника-мариниста.

В своей концепции архитекторы акцентируют внимание на идее создания «самостоятельного города не только по обеспечению необходимой инфраструктурой, но и по визуальному восприятию архитектуры строений, искусственно создавая впечатление того, что застройка территории осуществлялась в разные временные эпохи за счёт разнообразия объёмов, форм, материалов и стилей».

Разностилье положено в основу концепции — она следует популярному в течение последних десятилетий тренду создания разнообразной среды с воображаемой историей: дома и целые районы сейчас популярноо строить либо так, чтобы были заметны «руки» разных архитекторов, либо еще и так, как будто они складывались постепенно. Авторы декларируют несколько «стилей» — начиная от «классицизма», в которым решено два небольших 4-этажных здания, оба с нежилой функцией, в них планируется расположить офисы и медцентр, долженствующие напоминать о застройке старой Тюмени (в целом похожи на гибрид ампира с неоампиром). Рядом уместились «английский стиль», определенно призванный перекликаться со вкусами современных тюменских заказчиков, любящих, у кого есть средства, путешествовать в Лондон, и «эклектика» американского толка, с крупными полукруглыми каннелированными колоннами. А также «лояльная» к московской теме сталинская архитектура, впрочем, все же получившая в списке название «тоталитарной».

Вообще говоря, в этом проекте много колонн, и светлых, и темных, и высоких, и приземистых: они создают почти звенящее, во многом заокеанское напряжение при соседстве с «интернациональными» стеклом и сетками.

Хотя каждый квартал сочетает несколько «стилей», — «интернациональный», наделенный харизмой современных небоскребов, визуально преобладает и притягивает глаз энергичнее других, усиливая сходство с delirius, согласно определению Рема Колхаса, Нью-Йорком и Чикаго. Башни высотой до 25 этажей сочетают тонкую светлую сетку окон и стеклянных поверхностей с метафорическии «вырезами», как будто бы обнажающими кирпичные стены «внутри». И с динамикой поворота: одну из башен как будто взяли и крутнули гигантской рукой, заставив плавно растянуться сетку ее фасада.

Любопытен также «чикагский» стиль, здесь он предпочитает артикулированную красно-кирпичную сетку в сочетании с плиссированными вставками металлического тона.

Три микрорайона решены в виде нескольких кварталов, объединенных общим стилобатом со встроенной двухъярусной надземной парковкой и озелененными дворами на ее кровле. Паркинг-стилобат заглублён лишь на пол-этажа, что станет экономичным решением в пойменных землях. «В каждом квартале предусмотрена централизованная входная группа, — уточняют архитекторы, — благодаря которой жители смогут попасть в паркинг, а оттуда — в подъезды. Устройство зон рекреации, автомобильных проездов, пешеходных и велосипедных дорожек, выполнено в разных уровнях».

«Стили» внутри кварталов перемешаны, а высотность понижается к реке и повышается в глубине, от 2 до 25 этажей. Чем дальше от реки, тем выше застройка. Такой подход, похожий на групповую фотографию, где первые ряды сидят и лежат, а дальние стоят, позволяет максимально «раскрыть» комплекс на реку — получить максимум видов на простор из окон домов, а также максимум инсоляции, поскольку берег реки находится в южной части комплекса. В то же время со стороны реки вид на комплекс при такой компоновке также раскрывается максимально.

В глубине, между высотными «интернациональными» кварталами расположены внутренние бульвары и инфраструктура: школа, ДОУ, открытый стадион, здания дополнительных надземных парковок.

Принцип разнообразия прослеживается не только в декорации, но и в планировках квартир. В каждом квартале, в каждом доме есть небольшие квартиры-студии и многокомнатное жилье необычного формата с террасами и видовыми окнами почти в пол. Архитекторы постарались соблазнить будущих покупателей как обилием предложений по площади и планировке жилья, так и многообразием отделки домов. Хочешь живи в невысоком кирпичном, хочешь — в пентхаусе стеклянного небоскрёба.

Между тем варьирование стилистики авторы считают вторичной по отношению к идее формирования полноценного городского центра: «речь не просто о выразительных формах и объемах, а о формировании жилой среды, насыщенной и разнообразной, с любовно придуманными и продуманными сценариями и перспективами».

Центром общественной жизни согласно концепции, конечно же, стала набережная: ведь соседство с рекой главный козырь территории. Именно набережная со сгруппированными на ней функциями от кафе до салона красоты и офисного здания, которое здесь, будучи одиноким, выглядит как раритет и вишенка на торте, должна превратить район в полноценный локальный центр и придать ему привлекательность. Широкий променад, совмещенныйс проездом, причал для яхт, площади-пирсы, амфитеатр с видом воду, пляж. И — парящий мост (вот он, «анженерной работы»!), еще один кузен моста из парка Зарядье, разможившегося в пространстве отечественного проектирования, — но подлиннее брата.

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов и соглашаетесь с политикой использования файлов cookie. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера

Принять