Строительство и реконструкция улично-дорожной сети со строительством трамвайной линии в границах городского округа Верхняя Пышма и муниципального образования «город Екатеринбург» | ОАО «Уралгипротранс»
Актуальность строительства межмуниципальных транспортных объектов возникла в связи с активным расширением городов-спутников Екатеринбурга. Остро встал вопрос развития транспортных связей внутри агломерации с ежедневной маятниковой миграцией жителей между городами, приводящей к возрастанию количества передвижений как на общественном транспорте, так и на легковых автомобилях.
При проектировании данного объекта были применены нестандартные инженерные решения, новые технологии и современные материалы, а также рассмотрены различные варианты расположения трамвайной линии и способы снижения негативного воздействия на окружающую среду.
Общая протяжённость ветки в однопутном исчислении составила 17,9 километра. Время в пути – порядка 20-30 минут. На маршруте курсируют современные низкопольные трамваи «Львёнок», оборудованные валидаторами, USB-розетками, системой климат-контроля и медиапанелями. Для маломобильных пассажиров предусмотрена откидная панель и кнопка вызова водителя.
Данная трамвайная линия проходит по участкам уже существующей улично-дорожной сети в стесненных условиях городской застройки. При этом необходимо было соблюсти строительные нормы, согласно которым приближение проектируемой трамвайной линии к общественным зданиям не может быть менее 20 м. Для того, чтобы исключить вибрационное воздействие и снизить негативное шумовое воздействие от трамвайного движения инженерами Уралгипротранса был предложен ряд технических и конструктивных мероприятий: на прилегающих к жилой застройки участках были применены вибродемпфирование шейки рельса и подбалластные маты, снижающие уровень шума и вибрации до нормативных значений. Кроме того, при прокладке линии был применен бесстыковой механизм соединения рельсов и специальное антивибрационное покрытие, что позволило добиться более плавного хода вагонов. Нормативное шумовое воздействие на данных территориях было обеспечено за счет замены окон для жилых домов, расположенных в границах проектирования трамвайной линии и реконструкции улично-дорожной сети.
На участке трамвайной линии по Успенскому проспекту в Верхней Пышме от ул. Петрова до ул. Обогатителей применена инновационная конструкция верхнего строения пути на трамвайных железобетонных анкерных шпалах с покрытием из крупноразмерных железобетонных плит. Для устройства желоба, а также для снижения уровней шума и вибрации в конструкции, были использованы резиновые прирельсовые профили.
В принятых проектных решениях трамвайная линия предусмотрена вне существующей проезжей части, и за счет практически полного обособления от автомобильной дороги скорость передвижения трамвая практически не зависит от её трафика.
При проектировании учитывались интересы не только пассажиров, но и жителей примыкающих к линии районов Екатеринбурга и Верхней Пышмы. На пересечении проектируемой трамвайной линии и подъездного железнодорожного пути Уралмашзавода проектной документацией было предусмотрено строительство нового железнодорожного путепровода с проходом трамвайной линии с правой стороны от проспекта Космонавтов вне ее проезжей части, что позволило избежать реконструкции проспекта, ремонта и подрезки конусов. При таком решении под снос по проспекту Космонавтов попали дома только по четной стороне улицы.
На одном из участков рядом с трамвайной линией находится озеро и заболоченная местность, что вызвало необходимость строительства импровизированной дамбы и проведения работ по укреплению почвы под полотном.
Запуск трамвая состоялся 31 августа 2022 года. Реализация данного проекта позволила разгрузить проспект Космонавтов, обеспечить транспортную доступность перспективных микрорайонов жилой застройки, крупных торговых центров и лесопарковой зоны, а также повысить скорость и комфорт передвижения пассажиров с минимально возможным количеством пересадок.