Мостовой переход через реку Лену в районе Якутска | АО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург»

Ленский мост – уникален, так как он возводится в экстремальных условиях Крайнего Севера, в числе которых – суровые морозы, интенсивный ледоход, сильные паводки и сложная логистика завоза материалов. С учетом русла реки Лены и климатических особенностей, возможности паводка, выбран вариант постройки вантового моста. Он одобрен научно-техническим советом Росавтодора. Расчеты на вантовый мост производятся с учетом температур до -65 градусов с динамичной нагрузкой.

Вантовые мосты строятся именно в целях облегчения прохождения ледоходов на реках. В этом случае мостовые опоры можно установить вдали друг от друга. В проекте Ленского моста пролет между опорами составит 840 м.

Для реализации проекта на начальной стадии проектирования проведен полный комплекс научно- исследовательских работ при участии ведущих институтов России. Выполнено математическое и физическое моделирование гидродинамических, русловых и ледовых процессов, исследование аэродинамической устойчивости пролетных строений, экспериментальное исследование взаимодействия льда с опорами моста в ледовом опытном бассейне.

Вантовая конструкция моста является технически сложной и уникальной для суровых климатических условий Якутии. Аналогичные примеры в части возведения вантовых мостов в условиях Крайнего Севера в мировой практике отсутствуют.

Ключевые элементы моста через реку Лену

Симметричная трехчастная композиция пирамидальных пилонов, образующая ритмический ряд, обладает уникальной архитектоникой, а чистые выразительные конструктивные формы лаконично вписываются в природный ландшафт. Центральный пилон ромбовидный четырехстоечный(пирамидальный) высотой 284,5 м.

Является доминантой Ленского моста. Архитектурная особенность — верхушка пилона, вдохновленная якутским музыкальным инструментом — варганом. Боковые пилоны ромбовидные двухстоечные высотой 194,5 м.

Перильные ограждения - неотъемлемая часть мостовых сооружений. Выполняя свои основные функции, конструктивные элементы перил образуют букву Л, которая символизирует название реки Лены, а минималистичное колористическое решение поддерживает лаконичность формы. Ещё одно значение элемента – Ураса. Тип старинного летнего жилища якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берёстой. Считается, что ураса это самая древняя форма якутских жилищ.

Социально-экономические эффекты

  • Снижение затрат на «северный завоз». Экономия средств бюджета Республики ежегодно не менее ~ 4,7 млрд руб. (2028 г.)
  • Рост круглогодичной транспортной доступности территории Республики с 20,9% до 87%
  • Ежегодный прирост ВРП Республики составит 2,5-3% (~ 100 млрд руб. за период Проекта)
  • Возможность освоения месторождения в зоне тяготения моста
  • Объем НДПИ в федеральный бюджет за период освоения месторождений 4,2 трлн руб. (200+ млрд руб. в год в первые несколько лет после ввода Ленского моста)

Дополнительный эффект от создания Северного Широтного Пояса (СШП)

Возведение Ленского моста позволит создать значительную часть СШП и сформировать круглогодичную магистраль, связывающую Восточную Сибирь через территорию Якутии с Магаданской областью. Реализация проекта будет способствовать освоению месторождений и увеличению социально-экономических эффектов.

Подводя итоги, важно отметить, что реализация данного проекта в комплексе с общим развитием транспортной инфраструктуры республики Саха позволит открыть перспективы для экономического развития как всего региона, так и города Якутска. Целостный, лаконичный образ объекта плавно впишется в ландшафт, украсит среду, и позволит ему стать визитной карточкой республики.

Техническое описание конструкции моста через реку Лену в районе Якутска

Тело центрального пилона (опора №9) в переменном уровне воды запроектировано сборно-монолитным в виде десятиугольника, описанного вокруг окружности диаметром 26 м, с заполнением из бетона. Массивная часть опоры выше расчетного 1%-го подпорного уровня высокого ледохода выполнена аналогичной формы в монолитном исполнении с дополнительными консольными свесами, поддерживающими верхнюю часть пилона. Выше балки жесткости пилон представляет собой четыре стойки, объединенные диафрагмой на отметке 265,5 м.

Сечение стоек запроектировано в виде вписанного в окружность диаметром 7 м пятиугольника, с толщиной стенки 1,2 м. Выше уровня объединения железобетонных стоек тело пилона запроектировано стальным с дополнительными упорными балками и диафрагмами, обеспечивающими передачу усилий с анкеров вант на тело пилона. Исполнение металлоконструкций пилона — северное Б, сталь 10ХСНД-3.

Монтажные стыки блоков — фрикционные на высокопрочных болтах М22, предназначенных для мостостроения, климатического исполнения ХЛ. Внутри пилона, выше балки жесткости, на всю высоту устроены смотровые лестницы, а также предусмотрен грузопассажирский подъемник. От уровня верха ростверка высота центрального пилона составляет 279 м.

Боковые пилоны (опоры №8 и 10) в переменном уровне воды запроектированы сборно-монолитными десятиугольного сечения с удлиненными боковыми гранями. Бетон заполнения — B35 F1300 W8. Выше расчетного 1%-го подпорного уровня высокого ледохода тело пилонов запроектировано перевернутой Y-образной формы из монолитного железобетона В45 F1500 W12.

Поперечное сечение стоек пилона представляет собой прямоугольник с усеченными внешними гранями. Ширина стоек пилона по фасаду — 6 м.

В уровне крепления вант пилон имеет сталежелезобетонное сечение с дополнительными стальными упорными балками и диафрагмами, обеспечивающими передачу усилий с анкеров вант на тело пилона. Внутри пилона на всю высоту устроены смотровые лестницы. От уровня верха ростверка высота боковых пилонов составляет 182,52 м.

Промежуточные опоры русловой части мостового сооружения и эстакад подходов выполнены в виде единой сборно-монолитной стойки диаметром 4 м. Поверху стойки устроен монолитный железобетонный ригель из бетона В35 F2300 W8.

Фундаменты опор запроектированы из буронабивных свай диаметром 1,5 м. Бетон ростверков — В45.

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов и соглашаетесь с политикой использования файлов cookie. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера

Принять