Я все еще наслаждаюсь этим «серфингом на очень дикой волне»

Хироки Мацура — Генеральный директор MADMA urbanism+landscape, MASA architects о своем опыте работы в России, об эволюции значения архитектуры в городской среде и о том как продлить жизнь современной архитектуры. Эксклюзивное интервью в процессе подготовки к 100+ Forum Russia.

— Во множественных публикациях вас представляют как архитектора, градостроителя, дизайнера, бизнесмена, преподавателя — что из этого главное для вас сейчас? Какое проявление?

Самая захватывающая роль для меня — «Проектирование окружающей нас среды». Будь то архитектура, интерьер, объект, ландшафт или городское пространство, мне не так важно. Разница между ними заключается только в масштабах и методах.

— В одном из своих интервью вы рассказывали, что руководствуетесь единым принципом во всех своих проектах, будь то архитектура, градостроительство или ландшафтный дизайн. Что это за принцип. Как он проявился в разных проектах?

Неизбежно возникает необходимость функционального «решения проблем» независимо от категории проекта в этой профессии. Чтобы быть в состоянии сделать это, сначала нужно хорошо понять суть проблемы, зачастую она не лежит на поверхности. Тем не менее, в нашей профессии это минимальный долг. Моя цель во всех проектах — создание добавленной стоимости, выходящей за рамки требований проектов. В каждом проекте это проявляется по-разному, в зависимости от их уникальных особенностей и контекста.

— Вы рассказывали историю из вашей профессиональной практики, когда один очень крупный девелопер обратился к вам с просьбой построить огромный торговый центр в жилом квартале. И вам пришлось долго и мучительно объяснять ему, что с профессиональной точки зрения такая постройка не только не целесообразна, но и вредна. Чем эта история закончилась? И какими принципами, вы руководствуетесь в своей работе архитектора?

Должен сказать, что я не являюсь противником больших торговых центров, поскольку при определенных обстоятельствах они жизненно необходимы. Но я часто советую своим клиентам быть осторожными и чувствительными к проектам крупных ТЦ из-за их природы — они уменьшают долю разнообразных маленьких местных коммерческих точек и, вследствие этого, сокращают потенциал городской среды, в которой можно гулять или кататься на чем-либо. Тем не менее, наличие больших торговых центров в городе не зависит от застройщиков и инвесторов. Это вопрос муниципального управления. Власти должны устанавливать надлежащие правила и руководства для таких объектов.

— Каким критериям должны соответствовать качественно спроектированные места общего пользования лично для вас?

Они должны быть функциональными, экологически благоприятными, загадочными. Но для меня самый важный критерий — они должны вдохновлять.

— У вас есть опыт работы в России. Как вы его оцениваете? Главные минусы и главные плюсы какие?

Я бы сказал, что невозможно работать в России, если у вас нет «гибкого ума», так как здесь часто происходят сюрпризы и неожиданные изменения ситуации вокруг проекта, даже в плане небольших ежедневных событий, таких как назначение совещаний. Тем не менее, я все еще наслаждаюсь этим «серфингом на очень дикой волне». Недостатком часто является непрозрачность процессов и нехватка времени как для проектирования, так и для строительства. Преимущество заключается в быстром и простом принятии решений по сравнению с европейским, которое часто является чрезмерно демократичным и медленным.

— Можете ли вы назвать примеры удачных общественных пространств в России?

Извините, я приведу только примеры из Москвы. Бульварное кольцо, Патриаршие пруды, Красная площадь, Александровский сад, Парк Горького, фабрика Станиславского.

— Как вы считаете: должен ли градостроитель, автор проекта общественного пространства дальше отслеживать его судьбу? Следить за жизнью проекта после его сдачи?

Конечно, в идеале так должно происходить. Но вряд ли это происходит просто потому, что для этого недостаточно добровольного желания автора. Чтобы сделать эту роль пост-заботы за объектом долгосрочной, она должна быть предоставлена/поручена архитектору местными органами власти.

— Следите ли вы за тем, что сейчас происходит в центральном парке Сколково, который сделан по вашему проекту?

По вышеуказанной причине я не могу взять на себя эту роль.

— Тема вашей лекции на 100+ Forum Russia «Эволюция значения архитектуры в городской среде». Можете коротко описать эту эволюцию? И в чем роль архитектора сегодня?

В наше время больше нет смысла обсуждать архитектуру как отдельную независимую деятельность в стиле «конкурса красоты». Архитектура нашего времени и ближайшего будущего должна решать несколько важных задач в городской среде, таких как:

  • ПЛОТНОСТЬ — работать с массовой миграцией в городские районы;
  • ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА — делать здания экологически благоприятными;
  • РЕНОВАЦИЯ — работать с большим количеством существующих строительных активов;
  • ГОРОДСКОЙ КОМФОРТ — способствовать тому, чтобы здание и прилегающая к нему территория были полезны городу и обществу;
  • РЕГЕНЕРАЦИЯ — чтобы здание способствовало оживлению окружающего пространства.

— Среди современных архитекторов, в т.ч. российских, существует такое мнение, что срок жизни архитектуры изменился. Раньше архитектор, заставший снос своего здания, был исключением. Сейчас архитекторов учат, что то, что они создают, должно как-то жить, трансформироваться и умирать, что архитектура не должна уметь стареть. Вы согласны с таким мнением?

Срок службы архитектуры стал значительно короче, без сомнения, хотим мы того или нет. Помимо того, повышается разнообразие и ускоряется «метаболизм» функционального использования зданий. Эти два фактора вместе говорят нам о том, что в программу проектирования современные архитекторы должны закладывать определенную гибкость здания, а также уже на старте продумывать, как оно будет демонтировано.

Но все мы знаем, что одним из самых эффективных способов продления жизни объектов архитектуры является создание прекрасных знаковых объектов, которые люди будут высоко ценить и прилагать усилия к сохранению. Конечно, даже знаковые объекты не всегда смогут спастись от смерти, но именно в этом и заключается надежда и мечта архитектора.

— В нескольких архитектурных конкурсах в России, где вы представляли совместные проекты, вы были вторыми. И при этом не передумали и не ушли из России. Представьте, что это интервью будут читать многие архитекторы, что вы можете им посоветовать? Как переживать поражения и идти дальше?

Я активно работаю в России в течение последних 12 лет, и действительно, у нас было несколько вторых призов на международных конкурсах (кстати, также несколько первых призов). Но эти факты не так много значат для меня. Для меня важно то, что в России есть огромное количество интересных возможностей и амбициозных проектов, и я до сих пор чувствую, что мы вкладываем недостаточно своих сил и энергии в них. Я до сих пор горю желанием работать в России. У меня нет времени даже думать о том, чтобы сдаться. И я не хочу давать советов, потому что я просто делаю то, во что верю.