«Архитектор должен быть «режиссером города», - считает Сергей Чобан
Сергей Чобан, российский и немецкий архитектор, соавтор проекта самого высокого здания в Европе - башни «Федерация» (ММДЦ «Москва-Сити»), более 10 лет работал в Германии. По проектам архитектора построены торговые, жилые и офисные здания в Берлине, Дюссельдорфе, Потсдаме, Вольфсбурге и Штутгарте. Проекты Сергея Чобана реализованы в городах Европы и России. Сергей Чобан участвовал в создании проекта стадиона ФК «Краснодар», разработал административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша» в Санкт-Петербурге (совместно с «Евгений Герасимов и партнеры»). С 2003 года архитектор работает в России, руководит архитектурным бюро SPEECH. Опыт реализации проектов в разных странах позволяет архитектору успешно адаптировать применение новейших материалов и строительных технологий к специфике реализации проектов в России.
На 100+ Forum Russia в Екатеринбурге лекция Сергея Чобана о роли высотных акцентов в структуре города прошла при полном аншлаге. Видеозапись лекции можно посмотреть на сайте 100+ по ссылке http://www.forum-100.ru/novosti/onlayn-translyatsiya-meropriyatiy-100-forum-russia/
А мы побеседовали с архитектором о том, как нужно формировать определенный тип города и можно ли перестать строить безликие дома-«сундуки».
– Какую роль играют в современных городах высотные здания 100+? Есть у них дополнительная функция и нагрузка, кроме прямого назначения?
– Здания такой высоты всегда являются доминантами в структуре города. И в этом смысле очень важно, для какого именно типа города создаются небоскребы. Традиционный европейский город, то есть город, застройка которого на протяжении веков развивалась по одному и тому же гармонизирующему, пропорционирующему принципу, относится к доминантам одним образом, а полифоничный модернистский город, каким стал, например, Гонконг, – совсем иначе. В первом случае очень важно, как высотная доминанта вписывается в ткань застройки и взаимодействует со своим окружением, во втором же, скорее, можно говорить о диалоге доминант друг с другом, и это совсем другая история. Но, в любом случае, повторюсь, проектируя высотные здания, необходимо начинать с градостроительной ситуации – в градостроительстве всегда должна быть ясность цели.
– Какая цель у Вас?
– Я вырос в Ленинграде и люблю города европейского типа. То есть структуры, в которых есть отдельные высотные акценты и именно на них ориентированы улицы, общественные пространства, видовые точки (именно этому, собственно, и была посвящена моя лекция на форуме). Это не означает, что города с уже сложившейся системой доминант не могут развиваться дальше. Но в этом развитии очень важно понимать, в каком месте эти доминанты стоят, как они дополняют, развивают, может быть, контрастируют с уже существующей картинкой города. Для меня важна режиссура города, где есть так называемые актеры второго плана (фоновые здания), но есть и актеры первого плана (те самые доминанты).
- Российские города в целом куда движутся, к какому типу?
– Честно говоря, у меня какого-то одного ответа на этот вопрос нет. И я не считаю, что они должны двигаться в одном направлении. Важно, чтобы направление этого движения в каждом отдельном случае было очень четко артикулировано. Например, я ездил и гулял по Екатеринбургу, который, кстати, очень люблю, в том числе, и за его богатейшее конструктивистское наследие. Так вот, где-то мне понятно, куда этот город движется, а где-то – нет. Я за то, чтобы стороннему наблюдателю всегда было ясно, как и в каком направлении развивается город. Но против того, чтобы эта картинка была единой у всех городов. Я за то, чтобы человеку было в городе комфортно, чтобы он, гуляя по нему, оценивал открывающиеся перед ним перспективы как хотя бы «интересные», не говоря уже о «красивых».
– Строительство таких доминант, о которых Вы говорите, это, ведь, всегда дорого? Как построить небоскреб и не разориться?
– Небоскреб – это всегда квинтэссенция достижений строительной отрасли. Высотка призвана зримо продемонстрировать достижения – компании, города, страны. Поэтому это действительно всегда затратно – и в период строительства, и в период последующей эксплуатации. Нужно честно признать, что строительство небоскреба имеет мало общего с экологичностью, с экономичностью и эффективностью. Расходы на строительство небоскреба могут быть восполнены только более высокими ставками аренды или продаж. Иными словами, небоскребы могут строиться либо на пике экономического развития города, либо в качестве знакового объекта какой-то отдельно взятой компании, когда экономические соображения отступают на второй план по сравнению с представительскими. Как, например, Русская Медная Компания строит в Екатеринбурге для себя здание по проекту Нормана Фостера.
– У вас, как у архитектора, все-таки, впереди идея? Или бюджет?
– Я и хочу, и должен соотносить свою идею с бюджетом. В этом и заключается один из основных профессиональных навыков архитектора – он должен еще на стадии концепции понимать, как предложенные им решения скажутся на конечной стоимости реализации проекта. Например, вы проектируете башню. Какой она будет – круглой в плане или квадратной? Или, может быть, дугообразной? Можно сделать башню квадратной, но с дорогим фасадом, а можно круглой – и потом изо всех сил экономить на фасаде. Или сделать круглый дом с дорогим фасадом и побить рекорды по стоимости реализации проекта. Например, для участка в Гранатном переулке в Москве я в свое время сделал два проекта. В одном варианте жилой комплекс имел достаточно экзальтированную форму, но городские власти его отклонили, так как приняли решение строить на этом месте обычные прямоугольные дома. В общем-то в этом не было ничего удивительного: 90 процентов всех зданий, которые сегодня строятся, имеют прямоугольную форму «сундука» – самую экономически целесообразную. Но понятно, что при такой конфигурации здания особое значение приобретает характер его фасадов. Так в Гранатном переулке возник фасад, в котором на первый план выходит работа с деталью, фактурой поверхности, орнаментом.
- Что делать, чтобы уйти от этих «сундуков»?
- Повторюсь, 90 процентов всех строящихся зданий всегда будут иметь такую форму. Это объективная данность: и квартиры, и офисы, и магазины удобнее всего в эксплуатации, когда имеют прямоугольную или квадратную форму. Призываю честно себе в этом признаться и тщательнее работать над качеством поверхности фасадов, превращая «сундуки» в привлекательные внешне и способные долго и достойно стареть объекты фоновой застройки.