Фади Джабри: я человек космополитичный

Фади Джабри исполнительный директор по регионам ближнего Востока, Северной Африки и Индии архитектурного бюро NikkenSekkei (Япония) впервые посетил Екатеринбург. Господин Джабри принял участие в работе тематических секций 100+ ForumRussia. Он рассказал о высотных зданиях Токио, Мумбаи, и Дубаи, о концепции развития Владивостока, которую он разрабатывал. В беседе с нашим журналистом Фади Джабри оценил высотное строительство в Екатеринбурге и в России в целом.

- Вы уже успели посмотреть город? Каково ваше впечатление от планировки и архитектуры Екатеринбурга?

– Я первый раз в Екатеринбурге и город мне очень понравился. Во-первых, тем, что он чистый и благоустроенный. Но это в том месте, где я остановился, в самом центре. Поразило большое количество высотных зданий. Это необычно по сравнению с другими региональными городами. У них всегда есть опасение по поводу высотных зданий. А в Екатеринбурге чувствуется шаг вперед в этом смысле. Красивая, благоустроенная набережная. Благодаря форуму 100+ я узнал о новом городе в России. О таком очаровательном.

- Если говорить конкретно об архитектуре: как вы ее оцениваете? Особенно высотную архитектуру Екатеринбурга?

– Я думаю, это качественно сделано по сравнению с другими городами. Я бы оценил, как высокий уровень. Это я говорю о новой высотной архитектуре в центре. Но, если развивать город в этом направлении и создавать Екатеринбург-сити, нужно исправлять некоторые ошибки. Во-первых, здания должны быть близко друг от друга. Не так, как сейчас. Сейчас отель «Хайатт» находится примерно в 500 метрах от Башни «Исеть». А так быть не должно. Должна быть концентрация. А не точечная застройка небоскребами, как сейчас в центре Екатеринбурга.

 - А по архитектуре, которую вы видели, Екатеринбург ближе к азиатским городам или к европейским?

- Центральная часть ближе к европейской архитектуре. А современная застройка даже имеет какое-то сходство с Дубаем. Это уже универсальный стиль, который можно увидеть  везде, в том числе и в Азии. Если снять кадр, сегмент новых зданий, и спросить людей -  угадайте, где это? Я думаю, мало кто скажет, что это Екатеринбург. Это такой стиль, который может быть и в Корее, и в Китае, и в Дубае.

 - Вы сами предпочитаете жить в небоскребе или все-таки в малоэтажном доме?

– В Дубае я живу на 15 этаже. И у меня открывается очень красивый вид. В Токио - на 38 этаже, и тоже открывается вся панорама Токио. В жизни в высотном здании, конечно, есть своя прелесть. Иногда страшно, когда бывают землетрясения в Японии, потому что на высоте чувствуются колебания. Это иногда не комфортно. Я думаю, что в молодости (в 30-40-50 лет) интересно и комфортно жить в высотках, а на старости захочется уже ближе к земле.

 - Как вы оцениваете сейчас состояние высотного строительства в России?

– Я думаю, оно немного опаздывает. В мире именно в мегаполисах сейчас идет развитие вверх. Происходит соединения зданий на высоте. В моем проекте, который сейчас строится в Дубае, соединяются на высоте 100 метров две башни. Над автострадой будет переход из одной башни в другую.

Почему Россия сейчас опаздывает в высотном строительстве? Я думаю, по двум причинам. Девелоперский рынок в Росси очень молодой. Девелоперам, работающим сейчас на рынке страны, максимум 15 лет. В Азии и в Японии есть девелоперские компании, которые работают уже 100 – 150 лет.  И количество зданий, которые они построили за свою историю, на порядок отличается. Компания, в которой я работаю, реализовала 25 тысяч проектов Это очень большой опыт!

Второй момент, это законодательство. Оно устаревшее. Оно не поощряет девелоперов идти вверх. В Японии, например, сейчас есть такой закон, если идешь вверх, но открываешь часть своей земли в общий доступ, то получаешь поощрение, бонус и можешь быть еще выше. О чем речь?  Вокруг дома частная земля, но территория не закрыта. Ухаживают за ней жители конкретного дома, благоустраивают ее, но пользоваться ей могут все горожане, т.е. пространства открыты для публики.  Нет заборов, ограждений, запретов.

- У вас и вашей компании в России сейчас есть проекты?

– Да. Я работаю во Владивостоке, но это больше градостроительное решение, в Красноярске у нас есть интересный «Преображенский» проект. В Нижнем Новгороде у нас несколько проектов. И в Москве. У нас там сейчас очень интересный проект, который называется «Ботанический сад».

 - Вы русский язык выучили, когда стали работать в России?

– Нет. Мы с семьей в моем детстве чуть-чуть жили в России и у меня осталась любовь к языку. Когда мы начали работать в России 10 лет назад, я, конечно, стал больше уделять внимания языку.  На первых встречах мне было сложно. Я писал, что нужно сказать, потом зубрил. Сейчас у меня получается уже намного легче и лучше.

 - Архитектура каких городов, в которых вы работали, вам ближе всего? Какой город вы считаете примером и с точки зрения градостроительной политики в том числе?

- Какую девушку вы считаете самой красивой? (смеется)

 - Хорошо, а самый любимый город ваш какой?

– Люблю Берлин, я там родился, люблю Москву. Люблю Дубай, там сейчас моя семья, люблю Токио. Но, может быть, в старости более спокойные города мне будут нравиться больше. Такие, как Кот Д’Азур (Лазурный берег). Такие милые и спокойные. А в молодости хочется быть в центре движения и информации.

- В интервью одного из спикеров нашего форума услышала интересное, но спорное, с моей точки зрения, мнение, что именитых мировых архитекторов, международные архитектурные бюро приглашают в Россию для престижа и больше это делается для пиара. Но это не совсем правильно, этот бренд, это здание можно построить где угодно - в Тюмени, в Казани, в Красноярске, в Варшаве, в Испании, где-то еще, потому что такие международные бюро не учитывают контекст культурный и городской. Как вы относитесь к такой точке зрения?

- Я сам человек космополитичный и я не верю в единый знак отличия. Все это эпоха 20 века, мир меняется очень быстро сейчас.  Конечно, особенности места — это очень важно. Но нет ничего страшного в том, чтобы иметь символ какого-то хорошего архитектора.  Например, музей Бильбао проектировал не испанец. Но он создал очень хорошую достопримечательность для этого города. И проект этот очень успешный. Заха Хадид не из Южной Кореи, но она спроектировала интересный центр в Сеуле. Очень популярный. Наоборот, это помогает открыться городу и стране для всего мира.