Хайри Атак: «Крайне важно, чтобы применяемые материалы соответствовали локации и духу самого здания»
Хайри Атак – турецкий архитектор, активно применяющий концепции футуризма и информационные технологии в архитектуре. Среди его проектов, например, небоскреб Squall Tower в Нью-Йорке, который сможет вращаться вокруг своей оси и вырабатывать энергию.
Хайри Атак проводит семинары, а также является приглашенным лектором в ряде университетов Стамбула. Он был удостоен множества наград международных конкурсов и входит в состав жюри различных национальных и международных конкурсов.В интервью 100+ Хайри рассказал о том, как основал собственное бюро, зачем создает проекты, которые почти нереально реализовать, и что думает об экологичном строительстве.
– Вы создали своё бюро совсем недавно, в 2017 году. Какую миссию вы тогда предполагали для него? И изменилась ли эта миссия с того времени?
– До основания нашего дизайнерского бюро я и несколько моих партнеров работали в сфере строительства. В конце этого пути я лучше узнал себя и четко осознал, что меня больше тянет в направление дизайна. Любой человек ищет себя и стремится найти для себя наиболее подходящую рабочую среду. Это влияет на всю его жизнь. Когда поиск завершен, рабочий процесс приносит всё больше удовольствия. И положительный эффект от этого сильно заметен. Мой поиск привел меня к созданию более эффективной и продуктивной среды. Таким образом, я бы сказал, что основная миссия нашего бюро – создать среду, которая привнесет незаурядность и инновации. Этот подход не менялся с момента основания в 2017 году.
– Как получилось, что вы ушли от дизайна интерьеров к дизайну футуристичных небоскребов?
– Дизайн и созидание – два неизменно важных для меня феномена. В этом плане мы работаем в разных масштабах: от интерьеров до более крупных проектов. Мы ищем решения там, где их нужно найти. Пока я учился на бакалавриате по архитектуре интерьера, параллельно я два года учился с архитекторами. Ещё я год изучал архитектуру в Обернском университете. У меня степень магистра в направлении «Технологии дизайна фасадов домов». Я изучал разные дисциплины и таким образом сформировал своё видение. Появились свои стремления. Не думаю, что эти два направления фундаментально отличаются. Наша страсть – создание идей любых масштабов.
– Один из самых знаменитых ваших проектов – это Cliff Concept Boutique Hotel в Норвегии. Как думаете, его когда-нибудь построят? И если не в этом месте, то, может, где-то ещё? Многие сейчас относятся к проекту скептически.
– Cliff Concept Boutique Hotel – это разговор со временем на тему возвращения к сущности человека. Это концепт, который вызывает ощущение отдаленности и стремление вернуться к истокам. Нам крайне интересно поместить пользователя в такую атмосферу, в другое пространство с ощущением высоты, красотой силуэта и места. Место строительства важно. Есть инвесторы, которые заинтересованы в этом проекте. Даже если в Норвегии построить не получится, мы думаем, что отель найдёт своё, подходящее место.
– Продолжая эту тему: ваши концепты часто уходят в область фантастики. Вас расстраивает, что вероятность их реализации низка? С какой целью вы создаете такие проекты?
– Не все проекты мы создаем с мыслью «это должно быть построено». Один из главных подходов нашего бюро – сохранять свежесть идей. Для этого мы проводим мозговые штурмы. Есть проекты, которые мы создаем не для инвесторов и заказчиков. Полная свобода. Для нас это схоже с процессом работы художника над картиной. Ни один художник не рисует из позиции «лишь бы продать». Художники далеки от этого, и поэтому их работа переходит в область искусства. Я бы сказал, что мы идем по схожему пути.
– Один из последних ваших проектов – вращающаяся башня Squall Tower, способная генерировать электричество. Как вы пришли к такой идее? По вашим расчетам, сколько будет стоить возведение башни и окупятся ли эти инвестиции когда-нибудь?
– Проект Squall Tower был создан по тому же принципу, что и проект отеля на воде Eco-Floating Hotel – отеля, который генерировал бы электричество, вращаясь вокруг своей оси. Фундаментальной целью было создать объект в стиле футуризма, который отвечал бы собственным потребностям в плане энергии и эффективности. Мы считаем, что создали проект, который оставляет уникальный след в архитектурном облике города и дает новые впечатления в любое время дня как пользователям объекта, так и прохожим. Добавлю, что невозможно проводить точные вычисления, потому что расходы на возведение и энергию, а также последующая окупаемость, будут зависеть от потенциальных локаций для объекта. Производственные мощности также зависят от локации. Сейчас мы всё ещё на стадии обсуждения с инвесторами.
– Как вы считаете, будущее за небоскребами или обычными зданиями? И почему?
– Работа нашего бюро – это взгляд в будущее и то, что оно будет содержать. Нам очень близок футуризм. Мы думаем, что это направление четко прослеживается в нашей работе. Тем не менее, мы считаем, что каждый проектировщик добавляет в проект что-то своё, ведь у него есть своё видение его работы. Это видение может глубоко повлиять на сущность самой работы. Таким образом, даже сами понятия «небоскреб» и «обычное здание» могут кардинально измениться, если поместить их в контекст другой истории. Ещё для нас ценно, что создаются проекты, которые двигают общество вперёд. Любой проект можно реализовать в различных масштабах. Всё зависит от места, которое подойдёт ему по духу. Таким образом, вместе с развитием технологий будут развиваться и здания, и они будут заметно отличаться от текущих.
– Как считаете, можно ли назвать строительство сейчас экологически чистым? Вы размышляли над тем, какое наследие мы оставим будущим поколениям?
– Есть проекты, которые нарушают гармонию отношений человека и природы. В них применяется всё меньше знаний о взаимодействиях с природой и опыта в этом. Пользователи видят природу как ресурс для потребления. В этом плане важно, чтобы архитекторы сохраняли память об этих знаниях. И ещё крайне важно, чтобы при этом применяемые материалы соответствовали локации и духу самого здания. Мы создаем проекты, которые наносят минимальный ущерб окружающей среде, а также сами производят для себя энергию с помощью необходимых технологий. Таким образом, мы воплощаем своё текущее и будущее видение.
– На какую тему вы хотели бы выступить на 100+? Чем вам интересно это мероприятие?
– Мы хотели бы рассказать о нашем видении будущего и ведущих проектах. Будет полезно рассказать о наших концептуальных проектах и будущих проектах. Расскажем о нашем проекте отеля на воде. Обсуждения с инвесторами и работа ещё продолжаются, и этот проект может стать ценной темой для обсуждения.