Карло Ратти: «В наше время жителям ограничен доступ к участию в процессе городского развития»

Карло Ратти – партнер-основатель международного бюро дизайна и инноваций Carlo Ratti Associati, преподаватель Массачусетского технологического института. В последнее десятилетие он выступал с докладами по всему миру на тему «Умных городов», а его работы выставлялись на международных площадках. Два его проекта – Цифровой водный павильон и Копенгагенское колесо – были названы журналом Time Magazine «Лучшими изобретениями года». Он был включен в журнал Blueprint Magazine «25 человек, которые изменят мир дизайна» и в «Умный список» журнала Wired: 50 человек, которые изменят мир».

В настоящее время Карло Ратти – сопредседатель Глобального совета Всемирного экономического форума по будущему городов и урбанизации. В преддверии выступления на VIIIМеждународном форуме и выставке 100+ TechnoBuildон рассказал, как пришел к изучению темы «Больших данных», какие городские технологии получат развитие в ближайшее время и что такое концепция Senseable Cities.

– Вы помните, когда впервые вам в голову пришла мысль, что какая-то цифровая технология может изменить жизнь целого города? При каких обстоятельствах это произошло? Что это была за технология?

– В 1859 году Ильдефонс Серда, участвовавший в формировании Барселоны в её современном виде, сказал в своей книге: «Возведение городов скоро станет, если ещё не стало, настоящей наукой. Эта наука потребует серьезных и глубоких исследований каждой области человеческих знаний. В особенности, социальных наук».

Эти слова сильно меня впечатлили, когда я получал Ph.D. в Кембридже, а ещё был приглашенным научным сотрудником в медиа‑лаборатории Массачусетского технологического университета в начале 2000-х.  Я осознал, что Большие данные могут стать революцией в изучении городов и воплотить мечту Серды в жизнь. Сейчас видно, как далеко цифровые технологии продвинулись с того времени. В 2004 году наша команда в МТИ первой опубликовала работу на тему использования анонимной информации с мобильных телефонов для лучшего понимания динамики городов. С одного телефона можно было ежедневно собирать по 10–20 локаций, с точностью до нескольких сотен метров. И вот в 2021 году в наших смартфонах уже есть GPS, который способен ежесекундно отслеживать наши действия с точностью до метра. Исследования 17 лет назад позволили нам взглянуть на возможности Больших данных в контексте городов, и вот теперь мы видим эту эволюцию!

– За те годы, что вы изучаете влияние цифровых технологий на города, какие главные выводы и открытия лично для себя вы сделали?

– Я могу вспомнить много проектов, но отмечу три, которые интересны своим вкладом в общество, а не только академической составляющей. Первый проект – CopenhagenWheel – создавался лабораторией SenseableCity совместно с властями Копенгагена в 2009 году. Это система с датчиками, которую можно установить на велосипед для отслеживания скорости, направления движения и преодоленного расстояния, а также для сбора данных о загрязнении воздуха. Этот проект привел к нашему первому стартапу Superpedestrian, теперь вышедшему на глобальный уровень рынка городских транспортных средств.

Второй проект – HubCab 2013 года – собрал данные о более чем 170 миллионах рейсов такси по Нью-Йорку. Затем мы проанализировали существующие паттерны и оценили потенциал использования транспорта для совместных поездок. Эти исследования затем воплотились в UberPool и ExpressPOOL. Такие системы совместных поездок на такси могут помочь с разгрузкой дорог от автомобилей, таким образом снижая уровень пробок и загрязнения.

Третий проект – MinimumFleet – использует датчики и занимается разработкой новой модели транспортных систем, которая может уменьшить автопарк такси в Нью-Йорке на 40%. Этот проект вдохновил нас на создание стартапа DataDrive, целью которого является революция логистики с помощью исследования городов.

– Можете называть несколько технологий, которые, возможно, не очень распространены сейчас, но станут повсеместными в ближайшее десятилетие? Почему именно они станут популярными и что они изменят в жизни людей?

– В контексте транспортных систем я думаю, что информацию можно использовать более комплексно, чтобы жители могли выбирать лучший из вариантов передвижения в момент необходимости.  С начала пандемии микромобильность (прокат велосипедов и самокатов) набирает всё большую популярность у жителей, вместе с поездами и автобусами. Всё это можно включить в, как я её назвал бы, «Сеть передвижения» – единую платформу с информацией о всевозможных видах транспорта в реальном времени, где жители могут забронировать разные виды транспорта одновременно. Можно доехать на велосипеде до вокзала, там сесть на поезд, а по приезду человека уже ждет беспилотный автомобиль, который довезёт до пункта назначения. Возможно, с такой системой люди смогут передвигаться из точки «А» в точку «Б» более легко и эффективно.

– Как вы считаете, смогут ли цифровые технологии когда-нибудь проникнуть в те города, которые сейчас считаются отсталыми? Что будет этому предшествовать?

– Есть много примеров «скачков», когда развивающиеся страны или регионы оказываются впереди тех, кто был впереди ранее, и экспортируют свои инновации в более состоятельные страны и регионы. Африка, куда телекоммуникации пришли позже, чем в другие части мира, внедрила мобильные телефоны одной из первых. То же самое произошло с приложениями, которые помогают странам решать местные проблемы с помощью технологий. В числе них мобильные банки и интерфейсы для отслеживания состояния урожая в реальном времени. Политика, поощряющая инновации, и подход снизу вверх – одни из главных факторов, предшествующих росту.

– Какие шаги должен делать каждый человек, чтобы среда вокруг становилась более устойчивой? Как вы думаете, что сейчас мешает людям делать эти шаги?

– Нам нужно ускорить трансформацию городской среды. Большие данные могут поспособствовать изменениям в поведении на индивидуальном уровне. Понятно визуализированный спектр данных может мотивировать людей принимать более разумные решения ради устойчивости. 

Помимо этого, у жителей есть ещё одна важная роль. Представьте, что город – это лаборатория с постоянными экспериментами. В этой лаборатории люди могут тестировать свои идеи, осознавая, что недочеты – естественная часть развития. Мнения жителей обсуждаются и тщательно оцениваются, и эта постоянная обратная связь помогает понять, какие инновации оставить, а какие нет.  Эта система уходит корнями во времена Древнего Рима, где город («урбс») формировался сообществом активистов («цивитас»), которые обсуждали вопросы городского развития на открытых собраниях.

В наше время жителям ограничен доступ к участию в процессе городского развития (недавний пример – провал проекта Куэйсайд в Торонто, который вели SideWalkLabs. Я писал о нем на Всемирном экономическом форуме). В будущем инициативы должны более активно вовлекать мнение общества, чтобы шансы на успех были максимальными.

– Предположим, прошло много лет, вы состарились и вышли на пенсию. Какие итоги своей работы вы хотели бы видеть?

– В своем эпиграфе я хотел бы видеть: «Боролся за перемены. Некоторых добился».

– О чем вы планируете рассказать на 100+ Technobuild и почему эта тема важна?

– Моё выступление будет построено вокруг концепта SenseableCities (новый термин Карло от англ. Sensible – «Ощутимый», «Разумный» – Прим. Ред.). Этот термин мне нравится больше, чем «умные города», если говорить о будущем городского пространства. Он имеет двойное значение. Это город для людей, где технологии позволяют нам ощущать город и жить в нем более разумно. Чтобы к этому прийти, нужно снабдить города инструментами «ощущения», которые позволят городам меняться быстро, в зависимости от потребностей жителей. Я поговорю об этом в контексте текущих применений Больших данных, искусственного интеллекта и Интернета вещей, а также их потенциального развития в ближайшие годы.

«Ощущение» – тема, которую особенно важно обсудить в наше время. COVID привел к серьезным и молниеносным изменениям во многих аспектах нашей жизни – от передвижения до гигиены и так далее. Нам доступно множество технологий, и необходимо понять, как использовать эти возможности и развивать существующую среду в текущее время «созидательного разрушения».