Кирстен Ричи уверена, что «зеленое строительство» должно стать стандартом
Директор по устойчивому дизайну компании Gensler, эксперт из Сан-Франциско (США), Кирстен Ричи уже более 30-ти лет успешно работает над формированием устойчивого строительства, используя научный подход в разработке экологических и человеко-ориентированных показателей. Проект архитектурного бюро Gensler, в котором трудится Кирстен Ричи, башня ShanghaiTower, офисное здание высотой 632 метра, признано лучшим небоскребом 2016 года по мнению Международного совета по высотным зданиям и городской среде (CTBUH). Эта премия присуждается небоскребам, отвечающим принципам устойчивого строительства.
На 100+ Крстен Ричи рассказывала о строительстве экологичных, энергоэффективных и комфортных зданий. В интервью нашему корреспонденту она отметила, что такие проекты могут окупаться значительно быстрее, чем принято считать.
- Как объяснить людям, далеким от строительства, что такое «зеленое строительство»?
- Зеленые здания – это здания, которые предлагают те же самые функции, что и обычные здания. Но они добавляют комфорта людям, при этом не используя излишних не возобновляемых ресурсов. Т.е. мы делаем все то же самое, но подходим к строительству более рационально.
- На лекции вы рассказывали об использовании дерева в «зеленом строительстве». Я представляю, что сказали бы вам на это «зеленые»…
- Конечно, древесина - это один из материалов, которые могут относиться к категории «зеленых». Но все зависит от того, как мы подходим к использованию этого ресурса. Если мы просто будем срубать деревья и не будем их высаживать, то это не будет зеленым ресурсом. Одна из проблем в том, что, используя древесину в строительстве, нам приходится использовать клей. И это вызывает беспокойство по поводу негативного влияния на здоровье людей. Сейчас разрабатываются новые методы: как нам подойти более умно к использованию древесины и при этом минимизировать все риски, связанные с использованием дополнительных химикатов. В любом случае, если речь идет о строительстве из дерева, то это малоэтажное строительство. Максимум 10 этажей. Если мы хотим построить высотное здание, то строить пока что нам придется из металла.
- Вы показали на своей лекции очень красочную и интересную презентацию по аэропортам. Есть ли примеры в России и в мире, каким должен быть аэропорт с точки зрения экологичности и дизайна, чтобы он нравился людям?
- Золотого стандарта нет. Есть хорошие примеры по всему миру - в Китае, в Америке. Есть прекрасные аэропорты, в которые хочется возвращаться. И это очень важный критерий - хороший аэропорт должен выглядеть и функционировать так, чтобы в него хотелось вернуться. Об одном из аэропортов Америки люди говорят, что в него они будут приезжать за шесть часов до вылета.
- Интересно, какой это аэропорт в США, куда люди хотят приезжать за шесть часов?
- Это международный аэропорт Сан- Франциско терминал 2. Над ним наша компания работали еще 10 лет назад. Тогда мы не так много знали о «зеленых технологиях» и заботе об окружающей среде. Это было уже после событий 11 сентября. Тогда мы думали над тем, как повысить безопасность. И также мы думали над тем, как повысить доходность аэропорта. Для этого мы не могли просто повысить ставки авиакомпаниям. Нужно было сделать что-то другое. Мы еще хотели сделать аэропорт более комфортным. Вовлекали в процесс планирования аэропорта специалистов из сферы гостеприимства (отелей), из сферы розничной торговли. Потому что до этого аэропорты всегда проектировались людьми, связанными с авиалиниями. Но мы подумали, что нам нужны еще люди, которые в этом разбираются. Например, из сферы продаж. Поэтому мы привлекли людей из разных отраслей.
- Удалось повысить доходность?
- Да. Проект второго терминала оказался очень успешным. И более того, нам удалось настроить все процессы так, чтобы эта доходность была постоянной. И когда начался проект по первому терминалу, мы хотели не только сохранить эти показатели, мы поставили себе планку еще выше. При этом мы хотели сделать все так, чтобы использовать меньше материалов, сократить потребление электричества, воды, но при этом еще больше повысить уровень комфорта и впечатлений для людей.
- Насколько распространено «зеленое строительство» сегодня в Америке?
- В Америке сейчас правительство стремится к тому, чтобы такой подход стал стандартом в строительстве. Сейчас в Америке около миллиона зданий построены по этой технологии. И они показывают, насколько комфортно в них находиться. Например, вы заходите внутрь такого здания, а воздух в нем чище. Он не идет из кондиционеров или других искусственных источников. Вы чувствуете естественный приток чистого воздуха.
- Это дорого? И каковы сроки окупаемости таких проектов?
- Стоимость строительства таких зданий может быть такой же, как при обычных подходах. Но может и увеличиваться в среднем на 5-7 процентов. Все зависит от того, насколько опытная команда у вас и насколько инновационным будет строительство. Т.е. чем больше инноваций, тем дороже. А срок возврата потраченных инвестиций может варьироваться от 3 до 7 лет. Но все опять же зависит от профессионализма команды еще на уровне строительства. В аэропорту Сан-Франциско настолько грамотно все было рассчитано еще на уровне проекта, что все инвестиции удалось вернуть за один год.
- У вас и вашей компании уже был опыт сотрудничества с российскими компаниями? И готовы ли вы работать в России, если поступит такое предложение?
- Да. Нам точно хотелось бы строить отношения с компаниями в России. Я недавно была в Челябинске и там удалось пообщаться с местным деловым сообществом на эту тему. Наша компания уже работает с некоторыми российскими компаниями, но сейчас мы занимаемся по большей части интерьером. А хотелось бы расширить эти отношения и строить целые здания по принципам зеленого строительства.