Патрик Шумахер: «Архитектуре нужно выйти из текущей раздробленности, растерянности и плюрализма стилей»
Патрик Шумахер – генеральный директор Zaha Hadid Architects (Великобритания), одного из сильнейших архитектурных и проектных бюро в мире. В компании Патрик с 1988 года, а с 2013 года – партнер и соавтор всех проектов Zaha Hadid Architects.
В октябре Патрик Шумахер станет одним из спикеров VIII Международного строительного форума и выставки 100+ TechnoBuild, который пройдет в Екатеринбурге. В преддверии мероприятия он рассказал в интервью 100+, что такое «мусорная модель урбанизации» и как решить эту проблему, существует ли мода в архитектуре и как уйти от расползания городов.
– Одномоментно бюро Zaha Hadid Architects может вести более сотни проектов. Для вас, как руководителя, важно знать подробно о каждом из них или каких-то проектов вы можете вовсе не касаться? От чего это зависит?
– В Zaha Hadid Architects много талантливых и креативных архитекторов. Моя роль – направлять процесс проектирования и способствовать развитию нашей философии проектирования. Я смотрю все проекты перед их сдачей, подключаюсь к большинству проектов в роли проверяющего, часто на стадии запуска.
– В одном из интервью вы сказали, что в будущем останется лишь 5% исторической архитектуры, а остальную часть составит параметризм. Вы считаете, что к этому придут и маленькие города тоже, где нет бюджетов даже для разовых глобальных перестроек?
– Инвестиции в автоматизацию процессов – расчетов, проектирования, изготовления и строительства – растут, и параметризм как архитектурный стиль, связанный с этой, уже неизбежной, технологической трансформацией тоже неизбежно распространится. Когда параметризм станет более отработанным и универсальным, он станет самым экономичным по сравнению со всеми ранними стилями, благодаря эффективности, которую принесет оптимизация адаптивной методологии.
– Мода – циклична, можно ли то же самое сказать об архитектуре? Захотят ли люди когда-нибудь вернуться к тому, с чего начинали? И будет ли у них такая возможность?
– Мода может быть цикличной в рамках сезонности, но не в исторических рамках. Архитектура существует во временных рамках, более близких к историческим масштабам, а поэтому менее подвержена модным циклам. Они существуют в виде ретро-стилей, но и они затеряются в истории архитектуры. Долго значимыми они не будут.
– Многие архитекторы, и вы в том числе, говорите о том, что города должны расти вверх, а не вширь. Казалось бы, все понимают преимущества густонаселенной среды. Почему тогда происходит наоборот? В России очень много проектов освоения «чистых полей». И что нужно сделать, чтобы наконец уйти от «расползания» городов?
– Освоение «чистых полей» происходит по нескольким причинам. Одна из них – это сложность и затратность строительства в уже застроенных городах. Сталкивается множество интересов, а это ведет к сопротивлению и замедлению процесса. Процесс строительства тоже более медленный и затратный. Для решения этих трудностей нужно полностью переосмыслить систему городского планирования, которая дает владельцам земель беспрепятственные права на застройку. Ещё нужно убрать ограничения по плотности, чтобы повышение цен на землю в городах разделялось между бóльшим количеством пользователей.
– Тенденция нынешнего времени – создавать здания, где люди могли бы как можно больше взаимодействовать. Почему это так важно? Разве других мест для этого недостаточно?
– Именно взаимодействие является причиной для создания городских условий, где люди собираются вместе. Это наиболее заметно в молодежной культуре, клубной культуре и студенческой культуре. Но ещё это очень важно для сфер креативности и сфер знаний. Именно поэтому «пешеходная» культура и легкость передвижения по городу важна для комфортной городской жизни.
– Ситуацию, когда отсутствует план и каждый инвестор строит, что придет в голову, вы называете «мусорной моделью». Как часто вам попадаются такие места? Как всё должно быть устроено в вашей идеальной картине мира?
– «Мусорная модель урбанизации» распространилась по всему миру. Решение не может исходить от властей и не может прийти ни с каким мастер-планом, придуманным «наверху». Проблему можно решить только архитектурным дискурсом и культурой. Архитектуре нужно выйти из текущей раздробленности, растерянности и плюрализма стилей.
В 20-м веке ушло около 20 лет на образование единого модернистского стиля, который объединил такие городские округи, как Белый Город в Тель-Авиве, Майами Арт-Деко и Бразилиа. Параметризм способен сделать то же самое в 21-м веке. Преимущество параметризма в его способности объединять разнообразие архитектурных воплощений, а далее – демонстрировать связь и общие черты разных зданий. Такая интеграция не требует мастер-плана. Она может производиться постепенно, по мере появления или изменения городской среды. Тезис в том, чтобы все архитекторы работали в рамках парадигмы параметризма. Идея и цель этого в том, чтобы развивать целостность, которая уже существует. Этот креативный вызов и вдохновляет, и принесёт большое удовлетворение после достижения цели. Неофициальная критика и одобрение среди коллег может иметь достаточную силу, когда дискурс главным образом направляется системой ценностей.
– Однажды вы сказали: «Мы должны научиться отличать настоящие иконы от того, что ими только притворяется». И вы же говорили, что совершенно вневременной архитектуры не бывает. Какой смысл тогда вы вкладываете в слово «икона»?
– Я хотел бы провести границу между притворством и по-настоящему значимыми инновациями в активном применении нового свода рациональных принципов и ценностей.
– И продолжая тему – если вневременной архитектуры нет, что для вас тогда такие сооружения, как, например, Колизей? И какая роль им уготована в будущем?
– Как зал для сбора большого количества людей в рамках мероприятий – это вневременное явление на данный момент. Но Колизей как сооружение из камня устарел.
– О чем вы планируете рассказать на 100+ TechnoBuild?
– Наверное, я расскажу о созданной среде – реальной и виртуальной – как неотъемлемой части социальной коммуникации.