Ректор УрГАХА Александр Долгов: «Если преобладает неосознанное строительство – это кошмар»
Один из спикеров 100+ Forum Russia в этом году – ректор Уральского государственного архитектурного университета Александр Долгов. В интервью он рассказал, что для него значит термин «осознанное строительство» (центральная тема грядущего мероприятия), как в этом плане ситуация в Екатеринбурге, нужно ли городу надеяться на внешние вливания, чтобы развиваться, и как быть с реновацией.
– Как вы трактуете термин «осознанное строительство»?
– Не скрою, тема форума «осознанное строительство» мне представляется провокационной. Сразу возникает вопрос: а что, есть неосознанное строительство? Ёрничества здесь не избежать, но есть серьезные аспекты предложенной темы, о которых в суете жизни задумываешься редко.
Очевидно, что в ходе форума будут высказаны разные точки зрения, в том числе не лежащие на поверхности, заставляющие углубиться в рассуждения в поиске сути вещей. Меня же в слове «строительство» всегда интересовал корень «строй». И вот в каком смысле. По мнению Витрувия, которому почти две тысячи лет, архитектура, прежде всего, состоит из строя. Но что понимается под строем в архитектуре, мы не знаем до сих пор, хотя, по аналогии с музыкой, догадываемся, что речь должна идти о чем–то самом важном в создании совершенной и гармоничной формы зданий. Поэтому я считаю, что деятельность по возведению зданий, не преследующая таких высоких целей, вполне может быть названа неосознанным строительством или недоосознанным.
В слове строй чувствуется и еще один смысл: соединение неких трех начал в единое целое, как кирпич с кирпичом. Связанные между собой раствором, они образуют строенный первоэлемент стены – главной строительной конструкции.
Осознанное строительство способно создавать образы строений, в том числе и прославленные в веках, запечатленные в шедеврах архитектуры, в красивых городах, деревнях и ландшафтных парках. Неосознанное строительство без образно, либо просто безобразно. Когда его немного, с этим можно мириться как с досадной ошибкой и исключением из правил. Но если оно преобладает или вообще заполняет все вокруг, тогда это – кошмар и треш.
Технический прогресс уже давно игнорирует эстетические свойства объектов строительства, выделяя из них только те, что связаны с потребительскими запросами. На практике преобладает необходимость соблюдения технических требований, а законы гармонии и красоты, возвышающиеся над ними, остаются пока недостижимыми для вербальных форм и обнаруживаются в зданиях интуитивно, словно тень прекрасного.
Осознанное означает пережитое и принятое, но не всегда высказанное и определенное, ставшее неотъемлемой частью архитектурно-строительной культуры общества, как материальной, так и духовной.
Вот поэтому я за осознанное строительство во всех его проявлениях, запечатлевающих достижения времен и их особенности с абсолютной достоверностью и исторической правдой.
- По вашему мнению, Екатеринбург – это больше объекты осознанного строительства или нет? Почему?
- Как посмотреть. Вспоминаю себя в школьные годы и могу признаться, что архитектуру я не осознавал, живя в данной мне судьбой среде без каких–либо к ней эстетических и бытовых претензий.
Привычное равнодушие нарушило многоступенчатое архитектурное образование. Вместе с ним пришли разборчивость, предпочтения и непринятия. Последнее исчезали или ослабевали по мере знакомства с объектами поближе, пробуждения профессионального интереса, приводивших к осознанию их ценности и оригинальности. Город и его здания становились мне все дороже по мере углубления их осознания.
По этим причинам для меня в Екатеринбурге очень много осознанных объектов. Некоторые из них, например, Дом Севастьянова и госпиталь Верх–Исетского завода, я пропустил через руки, голову и сердце. Они мне стали очень дорогими, понятными и осознанными.
Любите и изучайте Екатеринбург! В нем очень много осознанных объектов. Хватит всем осознающим.
- На ваш взгляд, чего не хватает Екатеринбургу, чтобы выйти на уровень мировых центров?
- Мне не совсем понятен вопрос в такой постановке. Наверное, не хватает исторических, социально-экономических, природно-климатических и так далее предпосылок для этого. Неужели для Екатеринбурга так важно выйти на уровень мировых центров? Каких и в чем?
Мне гораздо ближе Екатеринбург, который динамично развивает свой существующий потенциал, не надеясь на внешние вливания. Они неизбежно деформируют сложившееся хрупкое равновесие Екатеринбурга с его уникальной окружающей средой, изменят характер города, боюсь, что не в лучшую сторону.
Пусть наш город развивается так, как это определено в его стратегическом плане, где нет ничего про уровень мировых центров.
- Расскажите подробнее о сессии УрГАХУ на форуме.
- Актуальность секции на форуме связана с опасной физической деградацией значительного количества жилых кварталов центра Екатеринбурга, в которых, как поется в песне: «Нам любо все и дорого, и на сердце светло!» Пришло время решать проблему их сохранения для потомков и ныне живущих как айдентику важнейшего времени в истории развития города, но как подойти к разрешению целого клубка проблем – не очень ясно пока.
Одним из объектов обсуждения в секции будет Городок Чекистов. Два года тому назад возникла идея выполнить магистерскую диссертацию на тему его реконструкции, которую магистрант Московского архитектурного института Владимир Еремеев завершил в июле этого года и получил за нее «Золотую медаль МАРХИ».
Следующим шагом для него станет обучение в очной аспирантуре МАРХИ и работа над диссертационным исследованием, посвященным аналогичным проблемам в других городах Урала: Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Орске, Серове, Каменск-Уральском, Челябинске и др.
Дело в том, что в 30-е – 40-е годы в силу известных исторических причин огромные средства советского государства и международных банков были направлены на строительство промышленных объектов края, Свердловска как столицы гигантской Уральской области.
При них строилось много жилья, возникали соцгородки и рабочие поселки, жилые комплексы, в которых проявились архитектурные и строительные инновации того времени, опередившие опыт центральной России и столичных городов.
Благодаря этим процессам, в которых участвовали мастера советской архитектуры, и Свердловск обрел столичный масштаб и уникальный архитектурный облик, сочетающий старину и авангард. В этом стержень своеобразия Екатеринбурга современного, и предстоит большая работа по сохранению жилой застройки 30-х – 40-х годов, которую можно выполнить лишь сообща с властью, обществом и профессионалами в различных областях.