Сергей Никифоров: «Уникально все то, что двигает инженерную мысль»

Секции главного инженера проекта Лахта Центр Сергея Никифорова проходят на 100+ Forum Russia ежегодно и неизменно пользуются популярностью. В прошлом году Сергей пошутил, что будет продавать билеты на свою презентацию. На этой веселой ноте мы начали разговор перед началом его выступления на 100+ Forum Russia 2017.

- Действительно, так получается, что с ростом проекта к нему появляется все больше и больше интереса. Это означает, что люди интересуются новыми технологиями, новыми тенденциями, новыми движениями. Нам приятно рассказывать о нашем проекте и, более того, скажу, что у нас уже есть планы на выступление следующего года. Я думаю, что в следующем году, когда все идеи, которые мы закладывали, будут воплощены в стекле, бетоне и металле, и будут сданы основные объекты Лахта Центра, мы поделимся подробностями уникальной системы обслуживания фасадов башни. Совсем недавно мы протестировали ее: была проведена огромнейшая работа по конструированию, сделаны прототипы, макеты, детальные испытания, для того, чтобы все как следует проверить и проанализировать. Испытания прошли успешно и сейчас мы начинаем эту систему собирать. Это уникальная вещь. Она не только позволяет вымыть фасад, но и дает возможность заменить стекло в случае необходимости. Система представляет собой пояс, который двигается по закрученному фасаду вышки со специальной люлькой, закрепленной на здании.

- На какой стадии сейчас проект?

- Мы завершили основные металлоконструкции здания, которое находится рядом с башней. Сама доминанта преодолела отметку 384 метра, став самым высоким зданием в Европе. Начинаем возводить шпиль - это финал конструкции. Период очень сложен тем, что сейчас все работы, которые должны вестись, идут одновременно: и вертикальный транспорт, и эскалаторы, и электрика, и механика, и фасады – абсолютно все дисциплины, которые в проекте существуют, на данный момент в работе. Это процесс, в котором задействовано огромное количество людей, сложная логистика, порядка двенадцати тысяч рабочих в сутки работают на площадке. Такой своеобразный людской муравейник.

- Какие инженерные задачи приходилось решать и как вы справились с неустойчивыми санкт-петербургскими грунтами?

- Это традиционный вопрос. Но я хочу отметить, что он актуален только, если говорить о невысотных строениях. Высотки требуют более серьезного основания. Нам неважно, что там на поверхности, потому что все несущие нагрузки мы передаем на те породы, которые были сформированы много-много миллионов лет назад и имеют высокие прочностные характеристики. И самое главное, что предварительно мы их очень внимательно и тщательно испытали, имеем полную информацию о них.

- Одна из задач Форума – выработка нормативных актов по уникальному и высотному строительству. За годы работы Форума было разработано и принято несколько сводов правил. Как вы думаете, это поможет тем, кто в будущем будет браться за такие уникальные проекты, как ваш?

- Что интересно, с момента создания форума действительно произошло много изменений. Конечно, некоторые однозначно к лучшему, по некоторым пока непонятно, но радует то, что нормативная база постоянно совершенствуется. Особенно те нормативы, которые касаются безопасности. Я думаю, что по пожарной безопасности мы уже обогнали весь мир с точки зрения надежности. По конструктиву у нас достаточно неплохие нормативы получаются, туда немножко больше четкости внести. Но есть, конечно, нормативы, которые очень сильно отстают, и с ними нужно работать. Согласовывая наш проект, мы решали задачи частями, делая документацию в несколько этапов. Допустим, экспертизу мы проходили несколько раз, каждый из них что-то оптимизируя, улучшая, и эти оптимизации в основном достигались путем создания оригинальных решений, которые находятся на грани инженерной мысли. Многие из них были еще не очень хорошо прописаны в наших нормативах, поэтому нам пришлось и ТУ разрабатывать, и испытания производить и только после того, как мы убедились, что все надежно работает, мы стали защищать их в экспертизе.

- Что в вашем понимании уникальное строительство и насколько оно востребовано?

- В моей практике я много участвовал в создании уникальных объектов, они не обязательно развивались в высоту. Для меня уникальные строения уникальны, прежде всего, технологиями. Я считаю, что уникально все то, что дает вызов проектировщику и в использовании и интерпретации нормативов. То есть, если где-то элемент здания, существующий на грани норматива, неважно в чем, то для меня это уже сигнал уникальности. Я создавал здания, которые по высоте были намного ниже объекта, которым я сейчас занимаюсь, но технологически они были не менее сложными и требовали взвешенного комплексного подхода. Мне кажется, уникальность – это то, что двигает и инженерную мысль, и инвесторов. Уникальность она есть и в типовых проектах: создать такой проект, который после пойдет в серию – это тоже непросто. Нужно придумать такие оптимальные решения, которые будут иметь и низкую стоимость, и оптимальные эксплуатационные характеристики - это тоже уникальная задача. Уникальность - это все то, что требует «взрыв мозга» у инженера.

- Насколько нужны российским городам высотные здания?

- Высотные здания – это серия определенных целей, которые ставятся и городом, и инвестором. И, безусловно, будущая часть инфраструктуры города, потому что каждое высотное здание включает в себя огромную сложную инфраструктуру: сети, логистика, дороги. Плюс высотное здание – определенный элемент притяжения в городе. Это удивительно и странно, но туристы почему-то чаще фотографируются на фоне этих амбициозных проектов, чем на фоне Эрмитажа или Красной площади. Все больше и больше в фильмах появляются панорамы высотных зданий, на сэлфи – лица именно на фоне таких зданий, то есть это – часть пейзажа, которая очень сильно притягивает посетителей, туристов, горожан. Такие здания  становятся  элементом, который повышает качество городской жизни: все, что находится вокруг, постепенно тоже подвергается какому-то развитию, редевелопменту. Ну и плюс ко всему элемент, который заставляет двигаться вперед технологии, материалы, инженерную мысль. От этого никуда не уйти.

- Как вы минимизируете в работе риски, связанные с безопасностью, недобросовестной работой?

- Здесь основная цель – договориться заранее, на берегу, как и какими средствами выполнять задачу. Если все заранее планировать, то, по большому счету, уже не важно, какое количество людей. Процесс должен быть запланирован и отрепетирован заранее. Есть какие-то сложные вещи, допустим - сборка арочного элемента. Для того чтобы процесс происходил слаженно и не влиял на другие работы, мы стараемся отрепетировать и собрать все элементы вне площадки, там, где не так много людей: собираем на земле, выстраиваем, смотрим, где какие доработки нужны, в спокойном режиме доделываем, дошлифовываем. Поэтому на площадке сборка происходит очень технологично и быстро. И пресловутый человеческий фактор тоже  элемент, который нужно заранее предусмотреть и застраховываться от него. Всегда нужен план «Б», если что-то случится.

- Лахта Центр на финальной стадии. Что дальше?

- У нас рядом строится еще один комплекс зданий, и по мере возведения здания появляются новые задачи: отделочные работы, заезд арендаторов, эксплуатация. И поверьте, это не менее сложная и интересная задача.