«Важно, чтобы не только архитекторы, искусствоведы и историки заботились о сохранении объектов архитектуры»
Жан- Луи Коэн - профессор института изящных искусств при Нью-Йоркском Университете, французский историк архитектуры и искусствовед, один из первых западных исследователей русского авангарда на 100 + ForumRussia делился опытом реставрации современных объектов промышленности и социальной реформы в западной Европе.
Именно об опыте Европы и не только Европы в реконструкции и сохранении значимых архитектурных объектов - в нашем интервью.
- Господин Коэн, вы уже успели прогуляться по Екатеринбургу. Ваши впечатления?
- Можно я буду честным? Мне кажется, что по сравнению с Москвой, где довольно интересная архитектура, в Екатеринбурге мало оригинального. Может быть, ЖК «Малевич». С точки зрения архитектуры и идеи этот комплекс чище, чем другие постройки. В целом в архитектуре Екатеринбурга видны черты постмодернизма, иногда ностальгия или не очень интересные имитации стилей, которые существуют в мире.
- Из объектов конструктивизма что произвело на вас самое сильное впечатление? Как вы оцениваете их состояние?
- Состояние объектов конструктивизма в России в общем не очень хорошее. Но это не катастрофично, Россия отстает от Европы лет на 30, но движение есть и оно в правильном направлении. Если говорить именно об Екатеринбурге, то здесь проблема в сохранении интерьеров: здание Главпочтамта снаружи в порядке, но внутри… К сожалению, смена интерьеров производится очень часто. И это началось еще во времена СССР.
В Екатеринбурге мне очень понравился дом-коммуна Моисея Гинзбурга на улице Малышева. По-моему, очень интересное здание.
- В Европе исторические здания сегодня являются объектами премиум-класса, в том числе для жилья или бизнеса. Жить и работать в них престижно. Как этого добиваются?
- Да, это верно. Старые и отреставрированные постройки у нас престижны, потому что они имеют историческое значение и являются гордостью своих городов. Иногда эти здания находятся под охраной государства или муниципалитетов. И даже частные девелоперы понимают, что им нужно вкладываться в восстановление этих зданий, чтобы сохранять культурное наследие. Для них это важно. В Берлине, например, провели реставрацию жилых ансамблей 20-ых годов прошлого века. Но это не везде так. Давайте будем честными: очень часто архитекторы, девелоперы и власти предпочитают вкладывать деньги в сохранение и реконструкцию средневековых храмов, а не в дома французской буржуазии начала XX века. Хотя и эти дома достаточно интересны. Все время идет спор, что ценнее.
- И пока побеждают храмы?
- Не всегда. Не всегда.
- А есть положительные примеры?
- Есть. И не только в Европе. Я часто бываю в Африке - в Алжире и Марокко. Можно предположить, что там относяся к постройкам начала прошлого века как к колониальной архитектуре, от которой нужно избавиться. Но нет! Наоборот! Они считают, что постройки 20-30-ых и даже 50-ых годов имеют важное историческое значение. И теперь я работаю над планом сохранения этих зданий в Касабланке.
- От кого исходит инициатива в данном случае?
- Что интересно, инициатива первоначально шла от общества: жители создали ассоциации, подключили прессу и сначала мэрия, а затем и государство были вынуждены реагировать. Теперь у них намечена довольно ясная политика по сохранению построек. Они хотят создать заявку для включения в списки всемирного наследия Юнеско, так как список ЮНЕСКО - это уже другой уровень охраны памятников. Многие хотят попасть под охрану ЮНЕСКО, но это очень трудно.
- Что нужно сделать, чтобы здание или целый архитектурный комплекс попали под охрану ЮНЕСКО?
- Это очень большая и сложная работа в различных инстанциях, в том числе и на уровне самого ЮНЕСКО. Но начинаться этот процесс должен внутри российского общества и поддерживаться властью. Принимается одна заявка каждый год. И очень сложно выбрать объект для заявки.
- Насколько важно в этом вопросе общественное мнение?
- Очень важно, чтобы не только архитекторы, искусствоведы, специалисты отстаивали охрану и сохранение объектов архитектуры. Общественное мнение имеет очень большое значение для ЮНЕСКО.
- К сожалению, в современной России сейчас очень часто встречается не реконструкция, а имитация исторических построек, как вы к этому относитесь?
- Это большая проблема, нет ощущения подлинности материалов. При реконструкция дома-коммуны Николаева в Москве (известный памятник архитектуры конструктивизма архитектора Ивана Николаева – прим. ред.) сохранили лишь металлический каркас, все остальное сделано снова. Но я считаю, что строительные материалы должны быть идентичны тем, из которых постройка была создана изначально. Все остальное это реплика, увы.
В Екатеринбурге, например, мы видим судьбу нескольких домов культуры: во время социализма их иногда украшали, а это значит, что это больше не подлинные постройки 20-ых годов. Но, все-таки, они рассказывают историю советской культуры и, по-моему, это интересно.
- Вы много и часто работаете в России. Замечаете ли изменения в отношении к памятникам конструктивизма и архитектуры в целом?
- Радует, что последнее время заметно изменилось мышление и общественное мнение по отношению к историческим памятникам в России. Общественность встает на их защиту и власти слушают общественность. Например, в Москве создан наблюдательный комитет по реконструкции дома Мельникова (дом-мастерская архитектора К.С. Мельникова – прим. ред.). Этот всемирно известный памятник советского авангарда - уникальное здание в масштабах Европы. В комитет вошли хорошие специалисты, профессионалы. Гласность есть, выделен грант на реконструкцию, по-моему, все пройдет хорошо.