Используя маршрутки, российские города деградируют!

Вукан Вучик, почетный профессор Университета Пенсильвании в области проектирования транспортных систем, исследователь систем городского транспорта, планирования и принципов транспортных потоков, автор книг «Трилогия транзита», в интервью 100+ ForumRussia дал оценку транспортному состоянию некоторых городов России и рекомендации по исправлению ситуации.

- Можно ли выделить главный принцип, по которому должна строиться транспортная система в современных городах?

- Да. Города должны быть удобными для жизни. И все в них должно быть подчинено именно этому принципу, в том числе, и транспортная система. Какие города я называю удобными для жизни? Например, Вену, Мюнхен или Цюрих. В центре города здесь вы не увидите бесплатных парковок, весь центр – это одна большая пешеходная зона. Но! Там хорошо организована система общественного транспорта. А в пешеходном центре все сделано для того, чтобы людям было удобно ходить, гулять, а не ездить. Но еще несколько лет назад и эти города были на грани транспортного коллапса. Власти городов, например Мюнхена, задались вопросом: «А какой город они хотят видеть?». Все изменения здесь происходили постепенно и последовательно. Резкие шаги, наоборот, могут привести к скорейшему наступлению коллапса на дорогах.

- Можете привести пример такого необдуманного резкого решения, которое ухудшило ситуацию?

- Конечно, Великобритания. Здесь везде, кроме Лондона, ввели бесконтрольную систему, которая полностью развалила все, что было сделано до этого.

- Что именно было сделано не так? Что значит «бесконтрольная система»?

- Они отдали общественный транспорт на откуп частным компаниям. И получилось, что работа транспортной системы в городах оказалась неподконтрольна местным властям. В результате они потеряли 30 процентов пассажиров.

Как должно быть? Должно быть так: когда человек вышел из метро, он может сразу сесть на трамвай или на другой транспорт. Должна быть разработана система, чтобы человек мог заранее спланировать, как он будет менять разные виды транспорта, чтобы оптимально добраться до нужного ему места.

Например, в Германии поступили так: на одну линию ввели от шести до 10 транспортных компаний и установили контролируемую конкуренцию. То есть сказали, вот расписание, вот правила, которым вы должны следовать, следуйте. И сейчас транспортные компании конкурируют, но за то, чтобы работать в рамках установленной системы. И это в интересах властей и компаний, и пассажиров. Ведь конкуренция транспортных компаний не должна отражаться на пассажирах и их безопасности. В России в Омске я ездил на маршрутке. Это ужас: водитель одновременно ведет машину, принимает деньги за проезд и еще разговаривает по сотовому телефону. Мне было страшно. По уровню работы маршруток Россия сейчас на уровне Африки.

Свободная конкуренция на рынке транспортных услуг приводит к тому, что компании думают лишь о том, как получить максимальную выгоду в краткосрочной перспективе. Они не думают ни о социальном аспекте, ни об окружающей среде, ни о каких других факторах. Только лишь о быстрой выгоде. Это не способствует ни безопасности пассажиров, ни процветанию города в целом.

- А что способствует?

- Нужно думать о людях, в первую очередь. А во вторую очередь, нужно думать о будущем. В будущем большинству крупных городов, в том числе и в России, придется сокращать количество личного автотранспорта и пересаживать людей на транспорт общественный.

- Как это сделать? Как убедить людей пересесть с личного транспорта на общественный?

- Нужно поставить себя на место обычного жителя города. Главный вопрос, который он себе может задать: что выгоднее - купить машину или пользоваться общественным транспортом? Первое, бесплатна ли парковка? Если она бесплатна, то машину использовать и удобно, и выгодно. И он, конечно, купит машину. В Екатеринбурге, например, до сих пор много бесплатных парковок. Может быть, вам стоит начать с этого?

Второй вопрос, который задаст себе житель города, думая об отказе от машины, это удобство общественного транспорта. Довезет ли меня автобус до места назначения и высадит ли он меня близко к нужному мне месту? Смогу ли я оптимально добраться? Ели мы говорим о метро, то, например, могу ли я доехать до метро на велосипеде? Есть ли там велопарковка, безопасно оставлять там велосипед?

По мере роста города станет еще больше машин, люди еще больше будут стоять в пробках, а это вредно и для людей, и для экономики. Автомобили удобны для индивидуального комфорта, но не для общего комфорта. Нужно ограничивать количество личного транспорта ради общего интереса!

- Можно ли как-то стимулировать людей пересаживаться на общественный транспорт? Есть примеры?

- В Европе есть примеры, когда в больших городах бизнес, в том числе и крупные корпорации, оплачивает своим сотрудникам месячный проезд на общественном транспорте, получая за это какие-то преференции от муниципалитета.

- В России есть города, которые с вашей точки зрения хорошо справляются с решением транспортной проблемы?

- Да. Казань, Волгоград. В последнем - есть линия скоростного трамвая, а в Казани ликвидировали неконтролируемые маршрутки, закупили современные троллейбусы и ездить в них комфортно.